Онлайн-премьера криминальной драмы «Носорог» Олега Сенцова состоится вконце весны – права приобрела стриминговая платформа Netflix. «Носорог» станет одним из немногих украинских фильмов, который попал в коллекцию стриминга. Прокат «Носорога» в украинских кинотеатрах стартует уже 17 февраля. С режиссером ленты мы поговорили для Maria Claire.
Олег, в новостях указывалось, что над фильмом «Носорог» вы начали работу еще 10 лет назад. 10 лет – довольно долгий срок, чтобы изменить собственные взгляды на мир. Это отразилось на работе над фильмом?
Десять лет — довольно долгий срок. Любой человек за десять лет как-то изменится, я тоже изменился, учитывая мой тяжелый опыт. Но принципиальных изменений в сценарий фильма «Носорог» не было внесено. Хотя я конечно работал над ним, особенно последний год, уже перед съемками. И когда готовишься, больше приземляешь этот сценарий к локациям, героям, нежели отражаешь свой десятилетний опыт, потому что это фильм о 90-х и я о них много знаю, потому что жил тогда, этот опыт у меня как-то уже зафиксирован. Осталось его только как-то раскрыть, отрефлексировать и рассказать. Поэтому каких-то новых данных я не ввел в этот фильм — я их не получил, возможно только чуть больше узнал о людях, особенно из криминальной среды, потому что побывал в тюрьме. Но могу сказать, что если бы я снял его десять лет назад, я бы снял его намного хуже, чем снял сейчас. Возможно, как-то внутренне я вырос, как режиссер стал лучше понимать, видеть, ну и плюс появилось больше возможностей сейчас снять этот фильм с нужным для него бюджетом, с самой лучшей командой, которая у меня была, и с очень хорошим кастингом. Поэтому все в жизни происходит так, как это должно происходить, и в данном случае этот перерыв пошел только на пользу фильму.
Какой была реакция на фильм «Носорог» на Венецианском фестивале? Очень запомнился рассказ Сергея Лозницы про премьеру «Счастье мое» в Каннах, когда в финале с каждым выстрелом аплодисменты стихали.
Венеция, конечно, оказалась для нас радостным событием, потому что не каждый фильм попадает на Венецианский кинофестиваль. И для меня было большой честью, что меня воспринимают как режиссера, а не как просто политзаключенного, либо режиссера, который был в тюрьме. Потому что сколько бы ты в тюрьме ни отсидел, в конкурс Венецианского кинофестиваля не возьмут только за это. Еще нужно снять фильм, и фильм у меня достойный, потому что его взяли во второй конкурс, он был фильмом-закрытием, его выделили. Мы не получили призов, но так бывает — это жюри, их решение. Фильм достаточно неоднозначный, жесткий, может быть он ближе для людей, которые жили в постсоветском пространстве, чем для европейцев. Рецензии были разные, я прочел те, которые вышли после фестиваля, было интересно как люди воспринимают твое кино, одновременно и хорошо, но и говорят о его недостатках, о которых я знаю. И это приятно, что люди не пишут какие-то хвалебные вещи, а пишут реалистично. Поразило, что многим женщинам он понравился, хотя мне казалось, что мой фильм более мужской, брутальный, жесткий, иногда даже жестокий. Но женщины говорили, что да, так оно и есть, но он очень правдив. Мне трудно его оценивать, надо чтобы его посмотрело как можно большее количество зрителей. А я надеюсь, что это все будет, так как мы заключаем контракты с различными мировыми дистрибьюторами, с европейскими телеканалами, и, конечно, ждем, когда он выйдет в украинский прокат.
У фильма есть свои саундтреки. Какая композиция или шум чего мог бы стать вашим личным саундтреком к жизни в 90-х?
Да, в фильме используется очень много музыки, которая была в 90е годы. Я брал мировую музыку, например, Доктора Албана, который звучит в трейлере, и другие треки, которые были для того времени ключевыми, в том числе есть несколько российских. Это было не очень приятно, ведь мы должны продвигать украинскую культуру, но это правда, и влияние тогда (да и сейчас) российской культуры было особенно сильным. И, конечно, выбрал лучшее, что было в украинской музыке тех времен. К сожалению, у меня в фильме начало девяностых, а это годы, когда у нас было все печально с музыкой. Но мне посчастливилось пригласить на съемки Олега Скрипку, который появился в небольшом камео — роли музыканта на свадьбе и сыграл одну из своих замечательных песен. Я сделал все возможное, чтобы все это было максимально близко к воспоминаниям людей, которые жили в те времена, и использовал музыку, которая запомнилась в ключе девяностых, которая дает очень мощную атмосферу. Что-что, а с атмосферой в «Носороге» все впорядке.
Кроме Netflix, лента также была куплена для показа в Великобритании, Франции, Італии и других странах мира. Телевизионнач премьера фильма Сенцова запланированна на немецко-французском телеканале ZDF/ARTE.
Фото предоставила пресс-служба
Читайте также: SMALL TALK: КАТЕРИНА ГОРНОСТАЙ, РЕЖИСЕРКА «СТОП-ЗЕМЛЯ»